Акварельные приемы и техники

Приемы рисования Акварелью
Для чего необходимо знать акварельные приемы и где их применять?
Нижеописанные акварельные лайфхаки облегчают нам рисование и помогают передавать различные состояния природы, фактуру поверхности предметов, структуру тканей и множество чего другого.
А также эти эффекты могут разнообразить вашу работу, сделать её наиболее привлекательной глазу, интересной и сложной. На таких рисунках задерживается взгляд, именно их хочется долго и пристально рассматривать.
В этой статье мы обсудим и те приемы, которые вы уже знаете или слышали о них, и те, о которых, возможно, и не догадывались. Я их собрала и объединила из разных книг и видеоуроков
по акварельной технике рисования.
И протестировала на бумаге из скетчбуков TsuSketch
с 100% хлопком серии
AquaTop (жми, чтобы посмотреть).
Начнем с основных, без которых рисование акварелью невозможно.
Акварельная техника

Растяжка цвета

Выполняется по-сухому. Желательно лист слегка наклонить в ту сторону, куда нужно делать растяжку цвета от насыщенного к менее насыщенному тону, чтобы вся влага и капельки собирались по краю внизу. Нарисуйте прямоугольник для практики. Наберите довольно густо краску. Нужно, чтобы наполнена была вся кисть от кончика до основания. Для этого используйте палитру. Важно не отжимать более одного раза кисточку о борд стакана с водой, иначе мазок получится слишком сухим. Начинайте закрашивать верх прямоугольника. Следите, чтобы капельки собрались внизу, затем ополосните слегка кисть, немного промокните салфеткой
и продолжите вести прямоугольник, захватывая капельки. И снова
так же остановитесь, промойте кисточку, промокните салфеткой
и завершите свою растяжку. В результате у вас должен получится плавный градиент от темного тона к светлому. Освоение этого приема вам поможет делать мягкие переходы между светом, полутенью и тенью.

 

 

 

Переходы цвета из одного в другой

Соединение нескольких цветов, перетекание одного цвета
в другой, их смешивание и образование третьего цвета.
Всего этого можно достичь и по-мокрому и по-сухому.
Тут есть 2 способа:

1. Накладываем один цвет на первую половину прямоугольника, промываем кисть, набираем другой цвет и покрываем им снизу вторую половину прямоугольника, а там, где цвета встречаются, немного смешиваем краски между собой. Так в середине образуется третий оттенок;

2. Наносим одну краску на первую половину прямоугольника, промываем кисть, набираем другую и наносим, чуть отступив
от края первой, чтобы они не соприкасались, а потом немного отжатой чистой кистью проводим в серединке между двумя цветами, как бы соединяя их. Здесь мы увидим, что какая-то одна более активная краска начнет перетекать в другую, создавая интересные векторы и узоры. Или, если они равнозначны,
то между ними может образоваться четкая ровная линия состыковки цветов. Можно провести ряд экспериментов
со своими красками и изучить, какие являются более активными,
а какие более пассивными;

3. И третий способ - это когда второй цвет красочки мы наносим, чуть задевая предыдущий слой. Такой способ постоянно используют, когда рисуют закаты, переходя от желтых оттенков
в оранжевые, розовые, фиолетовые и синие.
 


 
Лессировки

Способ наслоения красок одна на другую. Главное, в таком приеме дождаться полного высыхания каждого нанесенного слоя. Смысл заключается в том, что накладывая вторую краску по уже высохшей первой, мы можем:

1) сделать цвет более глубоким;
2) получить более темный тон того же цвета, таким образом добавить полутень и тень, необходимые рефлексы от других предметов;
3) поменять цвет по законам цветового круга смешения оттенков. Например, если поверх высохшего слоя красного цвета наложить желтый, то мы в итоге получим оранжевый оттенок.
 

 

 

Выбирание цвета, акварельные приемы

 
Выбирание цвета с влажного, только нанесенного слоя краски

Допустим, Вы закрасили голубое небо. Для того, чтобы сделать облака, необходимо подождать секунд 30, отжать салфеткой чистую мягкую кисть, придать ей форму лопаточки или другую необходимую вам, и, аккуратно прикладывая кисть, формировать на небе облака. При этом важно после каждого прикосновения кисти промывать её и снова отжимать. Вы увидите, что
на рисунке появляются белые пятна, которые очень легко контролировать и исправлять, пока влажность бумаги позволяет. Данный прием очень часто применяют, чтобы заранее высветлить рефлексы.
 

 

Вымывание краски синтетикой по высохшему слою
(также называют отмывкой)


Этот метод немного похож на предыдущий, только применяется на уже абсолютно сухой работе.
Для него чаще используют в меру упругую синтетику,
и в основном такая кисть должна быть плоской, но бывают
и исключения. Её также смачивают в чистой воде, убирают лишнюю влагу о салфетку, и начинают как бы стирать краску там, где это необходимо.
Часто рисующие сталкиваются с образованием разводов после такого приема. Есть некоторые нюансы, которые Вам могут помочь сохранить работу:
1) после каждого мазка снова и снова промывайте и вытирайте кисть;
2) если на работе вдруг рядом с отмытым пятном появились яркие полосы, то, пока они не высохли, к ним надо с усилием приложить сухую чистую салфетку и резко её убрать. Как только сами попробуете, вы поймете, о чем я пишу.

  Вымывание краски, протирание кистью, акварельные приемы
 
 
  Грануляция и флокуляция (флоккуляция)

Они не совсем являются приемами. Это эффекты, которые создаются самой краской при соприкосновении с водой. Визуально это выглядит, как расслоение воды и пигмента. Обуславливается этот эффект свойством некоторых пигментов
в составе краски, который появляется за счет не слишком тщательного перетирания этих самих пигментов. В основном подвержены выпаданию в осадок ультрамарины, кобальты, оксиды и земли. Их гранулы являются более твердыми, из-за чего затрудняется и сам процесс перемалывания. Раньше такие свойства считали признаком некачественной краски. Однако
в наше время художники просто обожают применять в своих работах этот необычный эффект. Особенно, когда надо передать фактуру ржавчины, поверхность бетонных домов, обшарпанность и многое другое.

Флокуляция выглядит как мелкая неочевидная грануляция. Например, вы можете такую заметить у церулеума. А вот грануляция всё же - это то, чего нельзя не заметить. Такой эффект передаёт нам оксид черный (oxide black у красок
Van Gogh и Rembrandt), а также все краски в смеси с ним.

 

 
Соль

Об этом приеме написано и сказано везде, где только даются какие-нибудь основы по рисованию акварелью. Тут всё очень просто. На ещё влажный слой акварели нужно посыпать солью,
и не снимать её, пока эта красота не высохнет. После соль достаточно стряхнуть, и нужный нам вид будет достигнут.
Но и здесь есть разнообразие для экспериментов. Эффект будет разным, если насыпать соль сразу же на свеженанесенную акварель и если её применить на чуть впитавшемся слое краски. А ещё можно брать разный помол: мелкий, средний,
как у каменной, и крупный, как у розовой гималайской.
Разницу вы можете заметить на фото. Создать звездное небо таким способом проще простого.
  соль в акварели, акварельные приемы, акварельные техники

 

 

кварельные эффекты
 
  Процарапывание разными материалами

В ход идут пластиковые карты, обратная сторона кисти, ключи, как у нас, например, в разделе Всякие Полезности, зубочистки и многое другое! Так же можно такими царапками и штрихами оставлять либо белые полосы, либо более темные цветные.

 

 

 

Использование салфетки, меламиновой или морской губки

К влажному слою нанесенного цвета можно прикладывать аккуратно скомканную салфетку или меламиновую губку.
Таким способом получается даже сделать кучевые облака. А вот морская губка в сухом или влажном виде поможет сделать необычные узоры. Но лучше её использовать всё-таки немного влажной, чего я не сделала на этом фото.
Поэтому обязательно поэкспериментируйте сами.
 

 
Штамповка ластиком и иными предметами

Идем дальше в наших изощрениях и подскажем, как в условиях рисования скетчей вне дома быстро сделать кирпичную кладку. Или, например, круговые узоры, если применить обратную сторону простого карандаша с ластиком. Всего лишь надо на палитре навести нужного размера лужицу, и макать в неё тот предмет, след от которого мы хотим видеть в работе. Это может быть ребро ластика, если нужен прямоугольник. Тогда очень быстро мы сможем передать вид кирпичной стены без предварительного карандашного рисунка и без наличия плоской кисти.
 

 

Использование разных кистей и тех мазков, которые они дают

В наше время появилось неимоверное количество кистей разных форм и размеров. Всё в помощь художнику. Однако, когда выходишь на пленэр, не будешь брать с собой всю свою коллекцию. А возьмешь самые универсальные. Одними из таких сейчас являются китайские кисти для каллиграфии, а также кисть в форме сабли. Китайская кисть может заменить большую беличью, поможет сделать заливку, а если её руками «сплющить», она заменит плоскую кисть. А ещё можно её волоски разделить в разные стороны, тогда она вам нарисует и травинки, и шерсть животных, и волокна ткани, если линии проводить крест-накрест. Мазки такой отжатой кистью помогут сделать блики на морской глади или придать фактуру деревянным поверхностям. И это является ещё одним акварельным приёмом - сухая кисть. Маст Хэв для многих акварелистов.

 

А загадочная кисть «Сабля» или даггер отлично справляется с длинными проводами, заменяя кисть лайнер, создаёт шикарную листву деревьев и копну кустарных цветов, а также, используя плоскую часть кисти, мы можем вырисовывать отдельно листочки и лепестки цветов. Для листьев и лепесточков прекрасно подойдёт и кисть с полным брюшком в основании и острым кончиком. Чтобы провести такой мазок, как на фото, надо аккуратно, начиная с кончика, прикладывать кисть к бумаге, чуть провести и плавно поднимать основание до кончика, а в конце сделать небольшой закрут кисти. Тут нужна будет практика, но уверяю, у вас всё получится.

 

Набрызг кистью и набрызг спреем с чистой водой

К вопросу о том, для чего вообще нужен спрей в акварельном рисовании, вот один из примеров на фотографии. Такая красота получается, если после нанесения краски немного подождать и, направив спрей сверху на расстоянии в 15 см параллельно листу бумаги, брызнуть на вашу работу. Но хочу предупредить, что те части, на которых вам белые разводы не нужны, лучше прикрыть листами бумаги или рукой. Примерно схожий, но не такой равномерный эффект даёт набрызг мокрой кистью. Размеры получившихся пятен опять же зависят от уровня влажности. Если сбрызгивать только-только нанесенный слой краски, то следы от капелек будут
более крупные по размерам. Это обязательно надо учитывать.
  Набрызг краской на мокрый слой и на влажный

А что будет, если вместо чистой воды набрать на кисть акварельную краску? В таком случае мы получим разные цветные пятна и у нас получится, например, мороженка с шоколадной крошкой, арбуз с коричневыми ядрышками, зимние пейзажи
с падающим снегом (белила для этого лучше брать гуашевые
или акварельные титановые), ржавые поверхности металла, опять же фасады старинной архитектуры, которые требуют реставрации или просто декоративный эффект для скетчинга. Набрызг очень хорошо может выполнять и зубная щетка.
Ещё необходимо упомянуть, что разные цветовые капли мы
так же можем ставить точечно кончиком кисти именно там,
где нам необходимо. По более мокрой бумаге они будут расплываться активнее, а по более подсохшей будут иметь четкий контур и меньший размер.

Разводы и размытия с помощью спрея

Иногда хочется, чтобы край работы уходил в никуда, или чтобы задний фон был как будто бы смазан и не отвлекал внимание
от главного в картине, тогда нам снова в помощь придёт спрей. Брызните несколько раз на нужное место, и вы получите размытые края или интересные перетекания краски. Один нюанс - саму работу надо наклонять, чтобы лишняя вода стекла с бумаги.

Применение маскировочной жидкости или малярного скотча

Бывает такое, что в работе вам нужны ровные заливки, но у вас есть препятствие - какой-нибудь предмет или места, которые абсолютно не должны быть закрашены. Примерами могут служить морской пейзаж с белой пеной или же маленький кораблик в океане,
как на фото, ветки деревьев и многое другое. Для таких моментов художникам придумали вспомогательное средство - маскировочную жидкость. Сразу скажу, что её лучше не наносить с помощью любимой кисти, лучше взять ту, что пойдет на выброс, так как до конца смыть средство почти невозможно. Берите зубочистку, рейсфедер или что-то пластиковое. В основном маску используют в крайних случаях, когда нужно оставить белыми блики, длинные линии. После высыхания краски, эту жидкость снимают скатывающими движениями. В некоторых случаях, зависящих от бумаги и от свежести маски, может травмироваться бумага. Именно поэтому для мест с приличной площадью лучше попробуйте малярный скотч, несколько раз обезвреженный о другую поверхность, чтобы потом он тоже не повредил волокна вашего «холста». В рисунке на фото я вырезала из этого скотча форму парусов яхты, затем сделала заливку и после просушки сняла защиту. Паруса были белыми и ровными, а бумага целая. Разумеется, такие манипуляции лучше проводить с плотной качественной хлопковой бумагой, так как именно она выдержит все эксперименты. Такая бумага как раз есть в наших скетчбуках AquaTop.
 
Это далеко не все акварельные приемы. Их целое множество. Наша фантазия безгранична. Экспериментируйте и пишите нам, какие ещё методы нашли для себя вы. Попробуйте все перечисленные выше, и на их основе изобретете непременно свои личные лайфхаки и получите большое удовольствие в процессе! Загляните в наш РАЗДЕЛ скетчбуков с отличной бумагой, на которой все эти приемы будут эффектно смотреться.А мы будем ждать сообщения о ваших открытиях!
Автор статьи: Потапова Ю.Н.

 

 

Ваш город - Москва,
угадали?
Перейти на мобильную версию сайта
Да, перейти Остаться на основной версии